современный марксизм-ленинизм

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » современный марксизм-ленинизм » Новый форум » Пролетарское сознание.


Пролетарское сознание.

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Дискуссии на "левых" форумах показывают, что в отношении категории пролетарское сознание существует самое  разноречивые представления. Так, в частности, на БФ один из пользователей задался вопросом: может ли рабочий, получающий $ 3000 иметь пролетарское сознание. По его мнению, что при таком доходе ни о каком пролетарском сознании и речи быть не может.
Вот мой комментарий, который, надеюсь, послужит поводом для серьезного обсуждения этой проблемы марксистами.
Вопрос данного пользователя лишь показывает типичное непонимание сути дела.
Вот сегодня перед выборами Путин и едросы решили "осчастливить трудящихся" и, примерно, в 2 раза подняли им зарплату, в том числе и мне. И что же в результате - немедленно последовал скачок цен на все. В ответ сверху понеслись угрозы найти "врагов" и показать им "кузьку". Но потом вдруг выяснилось, что это невозможно. Тогда начали говорить о "замораживании цен", но и этого не получилось - цены продолжают расти. В итоге, мой доход в лучшем случае остался на прежнем уровне, а дополнительную прибыль от повышения зарплаты трудящимся получили все те же буржуи. Капитализм, его экономика диктует и  поправляет политические решения - точно по Марксу.
Поэтому  $ 3000 зарплаты не могут существовать в отрыве от цен, и если такой доход типичен, то и цены неизбежно будут ему соответствовать.
Тут ведь все просто, капиталист платит рабочему не больше того, чтобы он остался рабочим. Платить ему так, чтобы рабочий мог накопить деньги и завести свое собственное дело, т.е. чтобы рабочий перестал быть рабочим, капиталист не будет - это ему не выгодно. Поэтому при капитализме рабочий, сколько бы ему не платили, не может перестать быть экономическим рабом, и единственный у него способ стать свободным, - это разрушить капитализм, построить социализм. Кроме того, самим производством рабочие объединены в мощные коллективы, способные к организованной борьбе за свои интересы. В этом уникальность положения рабочего как рабочего.
У всех остальных трудящихся ситуация принципиально иная, и для них социализм не является единственным способом освободиться от эксплуатации и роли "придатка машины". Да они и не могут этого сделать в силу своей идейной и организационной разобщенности. Это особенно характерно для интеллигенции всех ее профессиональных видов.
Далее,  сейчас все говорят об "ипотечном кризисе банков", который подкосил мировую экономику - люди набрали в долг большие суммы, а потом выяснилось, что большинству нечем погашать эти долги. Банки, а вместе с ними и производство, начали "гореть". Это один из примеров, который показывает наглядно, что экономические кризисы сегодня, как и в XIX веке при Марксе, неотъемлемое свойство капиталистической экономики. Так что сегодня ты имеешь зарплату в $ 3000 и набрал всего в кредит, а завтра твоя фирма обанкротилась, и ты оказываешься с семьей и беременной женой на улице.  Тут тебя и настигает "пролетарское осознание" негодности для жизни капитализма.

0

2

Потреб, пиши по теме.

0

3

Прежде, чем говорить о пролетарском сознании, недурно было бы определиться с сознанием индивида. Думается, что и это будет непросто. Затем дать определение степени адекватности сознания человека, и уж затем сделать попытку перейти к групповому сознанию.
Что об этом говорил марксизм-ленинизм?

0

4

Уважаемый Простолюдин
Для ориентировки я напомню здесь две ленинские цитаты:
По силе борьбы рабочий класс России стоял впереди всех остальных классов русского народа. Самые условия жизни рабочих делают их способными к борьбе и толкают на борьбу. Капитал собирает рабочих большими массами в крупных городах, сплачивает их, обучает совместным действиям. На каждом шагу рабочие сталкиваются лицом к лицу со своим главным врагом – с классом капиталистов.
Борясь с этим врагом, рабочий становится социалистом, приходит к сознанию необходимости полного переустройства всего общества, полного уничтожения всякой нищеты и всякого угнетения. Становясь социалистами, рабочие ...борются...
- т. 19, с. 422.

и
…безусловно необходимо, чтобы не обманывать себя и других,  определить понятие «рабочий» таким образом, чтобы под это понятие подходили только те, кто на самом деле по своему жизненному положению должен был усвоить пролетарскую психологию. А это невозможно без многих лет пребывания на фабрике без всяких посторонних целей, а по общим условиям экономического и социального быта. – т. 45, с. 17-21
Что касается "индивидуумов", то каждый из них озабочен своим интересом и, казалось бы, их трудно объединить во что-то коллективное, но марксизм исходит из того, что "его содержание, как и форма и средства осуществления даны общественными условиями, независимыми от индивидов" - Маркс, т. 46, ч. 1, с. 99. Поэтому-то марксизм и привлек внимание рабочий класс, поскольку его интерес, содержание и форма осуществления непосредственно определяются условиями производства. Я согласен с таким подходом.
Вообще, нужно сказать что категория интереса относится к важнейшей в марксизме, ибо, как показано Энгельсом (см. т. 18, с. 271), интересы - это форма проявления экономических отношений каждого данного общества.

0

5

Хендар, я не понял этой цитаты Маркса, - "его содержание, как и форма и средства осуществления даны общественными условиями, независимыми от индивидов" - Маркс, т. 46, ч. 1, с. 99.. Его, - это чьё?
Поэтому-то марксизм и привлек внимание рабочий класс, поскольку его интерес, содержание и форма осуществления непосредственно определяются условиями производства, - тоже непонятная фраза. Нельзя ли пояснить подробнее?

0

6

Его - это интереса. Если Вы крестьянин, то Ваши интересы будут в основном соответствовать этому Вашему статусу. Вы будете думать об урожае, продаже продуктов на рынке, ценах, удобрениях и т.п. Если вы рабочий -то будете думать о своих рабочих проблемах  - зарплата, цены, здоровье, как прокормить семью, выучить детей и т.п. Как у крестьянина, так и у рабочего, эти интересы обусловлены условиями жизни и в принципе от них самих практически не зависят. Понятно, что у крестьян и рабочих интересы во многом общие. Но есть и существенные отличия.

0

7

Хендар, спасибо за разъяснение.
Мне кажется, что спроси я вас о конкретном содержании марксовского положения, - "Бытие определяет сознание", вы бы приблизительно так же ответили бы мне. Не так ли?

Тогда получается, что интересы и сознание пролетариата, - понятия близкие и, к тому же, замкнутые на ближайшие материальные обстоятельства пролетариев. Мне кажется, что в 19 веке под словом интерес чаще понималось именно влечение человека к материальному, существовало в обиходе даже слово интересанты.
Но, всё-таки, следует признать, что пролетарий, - тоже человек и имеет-таки наклонность к восприятию не только материальных ценностей, к тому же с течением времени его умственному взору открываются новые знания и новые сферы удовлетворения духовных запросов. Теперь наш пролетарий уже далеко не тот, что был во времена Маркса или Ленина. Семь десятилетий социализма заметно изменили его облик.
А если учесть привычку пролетария довольствоваться малым в материальном плане, станет ясно, что его интересы должны были заметно подняться над материальной плоскостью: он может быть фанатом футбола, заниматься в секции таэквандо или коллекционировать записи любимых ансаблей, он может даже пристраститься к пиву или наркотикам в своём желании вырваться из материальных пут.

Едва ли марксизм мог всё это учитывать, а ведь теперь это делать необходимо.
Пытливому уму пролетария нынче начинает открываться даже то, что прежде ускользало от умственных взоров интеллигенции, в том числе и марксистов, снизу общественная проблематика видна под другим ракурсом. Я бы даже рискул сказать, что пролетариат, не будучи обременённым излишними знаниями, скорее может научиться мыслить самостоятельно, нежели более образованные слои, что теперь становится чрезвычайно важным для общества и его жизнеспособности.

Отредактировано Простолюдин (2008-03-18 16:58:00)

0

8

Простолюдин написал(а):

Едва ли марксизм мог всё это учитывать, а ведь теперь это делать необходимо.

Почему же, Маркс все это учел и сделал вывод
Новая революция возможна только вслед за кризисом -Маркс, т. 14, с. 464.
Пока кризиса нет, и вы имеете работу и хорошую зарплату, ваши "кровные интересы" дремлют. Но вот грянул кризис, вы оказались безработным, вам нечем оплачивать долги по кредитам за дом, имущество, учебу сына, лечение жены и т.п. и т.д. Если кризисы повторяются, вы ни о чем кроме кровных интересах уже не думаете.

0


Вы здесь » современный марксизм-ленинизм » Новый форум » Пролетарское сознание.